Договоры в отношении товарных знаков

Распоряжение исключительным правом на товарный знак.
Лицензионные договоры и договоры уступки в отношении товарного знака.

Товарный знак является объектом интеллектуальной собственности, и права на его использование как на объект собственности, могут быть переданы во временное пользование или уступлены.

Передача права на товарный знак регламентируется законодательством, регулирующим отношения в сфере интеллектуальной собственности, в частности - Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также рядом нормативных документов Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Четвертой частью Гражданского кодекса РФ.
Правообладатель товарного знака при распоряжении своим исключительным правом на товарный знак может передавать это право во временное использование или полностью уступать его другому лицу – юридическому или физическому (частному предпринимателю).
При передаче прав во временное пользование оформляется лицензионный договор на товарный знак, т.е. такой договор, по которому владелец товарного знака – лицензиар – предоставляет право пользования данным товарным знаком заинтересованному лицу – лицензиату – на условиях и в пределах, установленных договором.
Владелец зарегистрированного товарного знака, может предоставить право на использование товарного знака на оговоренный в договоре срок в отношении всех указанных в Свидетельстве на знак товаров или услуг (полная лицензия) или в отношении только их части (частичная лицензия).
В зависимости от объема предоставляемых лицензиату прав лицензия на товарный знак может быть исключительной или неисключительной (простой).
Исключительная лицензия на товарный знак дает право лицензиату на согласованных условиях, территории и в течение установленного срока использовать права на предмет лицензии (товарный знак) на монопольных началах.
Лицензионный договор об исключительной лицензии предусматривает предоставление лицензиату права использования объекта интеллектуальной собственности, в частности – товарного знака, с сохранением за лицензиаром права его использования в части, не передаваемой лицензиату.
Неисключительная (простая) лицензия дает право лицензиату на согласованных условия, территории и в течение установленного срока использовать предмет лицензии – товарный знак, при этом на данной территории за лицензиаром сохраняется право использовать свой товарный знак предмет лицензии, а также выдавать любое число простых лицензий на его использование другим лицам.
Владелец товарного знака может получать доход от предоставления права на использование товарного знака, например, в виде роялти.
С разрешения лицензиара и только при наличии в лицензионном договоре пункта о предоставлении такого разрешения лицензиат может предоставлять сублицензии третьим лицам на право пользования товарным знаком.

Договор о предоставлении лицензиатом права на использование объекта интеллектуальной собственности третьему лицу в пределах, определяемых лицензионным договором, называется сублицензионным договором
Сублицензирование - особое полномочие, оно не вытекает непосредственно из исключительной лицензии.
Разновидностью лицензионного договора является договор коммерческой концессии.
Договор коммерческой концессии – договор, по которому одна сторона предоставляет другой за вознаграждение право использования целого комплекса исключительных прав их обладателя, включая право на фирменное наименование.
Содержание лицензионных договоров определяется конкретной ситуацией и не является строго регламентируемым законодательством. Оно определяется общими нормами гражданского права, но при этом законодательством, регулирующим отношения в сфере интеллектуальной собственности, устанавливаются ряд императивных норм, которые являются обязательными условиями лицензионного договора. В частности, лицензионный договор должен содержать следующую информацию:
- сведения о предмете лицензии (товарном знаке),
- объем передаваемых прав (вид лицензии);
- территория, на которую распространяетсядействие договора.
Очевидно, что территория, на которую распространяется действие лицензионного
соглашения, не может быть шире, чем территория правовой охраны товарного знака.
Срок действия лицензионного договора также является важным моментом соглашения. Очевидно, что действие лицензионного договора распространяется только на срок действия регистрации товарного знака или на срок, меньший, чем срок действия регистрации товарного знака. Однако, в силу того, что правообладатель товарного знака имеет право продлевать срок действия регистрации товарного знака, равный 10 годам, любое число раз, каждый раз на очередные 10 лет, срок действия лицензионного договора может устанавливаться и на период, более длительный, чем срок действия регистрации товарного знака, при условии продления владельцем срока регистрации данного товарного знака..
Обязательным условием лицензионного договора, согласно ст. 26 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», является следующее:
«Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.»
Данное требование установлено для защиты прав, как потребителя, так и владельца товарного знака.
Условие о качестве и контроле качества – императивная норма для лицензионных договоров
В случае, когда правообладатель товарного знака полностью передает свое исключительное право на товарный знак другому лицу, стороны заключают договор об уступке товарного знака.
Договор об уступке прав на товарный знак – это договор, по которому владелец товарного знака передает (за определенное вознаграждение) все исключительные права на использование данного товарного знака другому лицу – правопреемнику.
Передача исключительных прав на товарный знак регламентируется ст. 25 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»:
Статья 25. Передача исключительного права на товарный знак (уступка товарного знака)
Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака).
Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Уступка прав на товарный знак может осуществляться в отношении всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован данный товарный знак, или только в отношении части этих товаров и услуг (соответственно, полная или частичная уступка)
Таким образом, один товарный знак может быть уступлен одному или нескольким лицам (юридическим или физическим – частным предпринимателям) в отношении различных товаров и услуг в пределах зарегистрированного перечня. В случае частичной уступки Патентным ведомством выдается дополнительное свидетельство с указанием нового владельца и перечня товаров и услуг, в отношении которых ему переданы права.
При уступке товарного знака первоначальный его владелец утрачивает свои права на товарный знак в отношении товаров и услуг, для которых он уступлен.
Договоры об уступке товарного знака
и лицензионные (сублицензионные) договоры подлежат обязательной государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте). Без такой регистрации указанные договоры считаются недействительными.(ничтожными).
Необходимость регистрации договоров об уступке и предоставлении прав на товарный знак устанавливается законодательством в сфере интеллектуальной собственности, в частности - статьей 27 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»:
Статья 27. Регистрация договоров.
Договор о передаче исключительного права на товарный знак (договор об уступке товарного знака) и лицензионный договор регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации указанные договоры считаются недействительными.
Порядок регистрации указанных договоров устанавливается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Центр патентных услуг Марка–Про предоставляет все услуги по подготовке и регистрации в Роспатенте договоров об уступке товарного знака, лицензионных (сублицензионных) договоров, договоров коммерческой концессии.
Наши специалисты

  • оформят договор об уступке товарного знака или лицензионный договор в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов Патентного ведомства;
  • подготовят всю необходимую документацию для регистрации договора об уступке товарного знака или лицензионного договора;
  • отправят в Патентное ведомство (Роспатент) пакет документов для регистрации договора об уступке товарного знака или лицензионного договора.
  • - проинструктируют Вас по вопросам оплаты государственной пошлины за регистрацию договора об уступке товарного знака или лицензионного договора.

Срок регистрации в Роспатент договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров регламентируется патентным законодательством и составляет 2 месяца. После поступления договора на регистрацию Роспатент производит проверку соответствия представленного договора об уступке товарного знака или лицензионного договора положениям законодательства. На практике срок регистрации договоров может увеличиться до 3-4 месяцев, в частности – из-за дополнительных запросов экспертизы по причине, например, несвоевременного внесения правообладателем сведений об изменениях в регистрационные данные о товарном знаке. К таким данным относятся, в частности, сведения об изменении наименования или местонахождения правообладателя товарного знака, сведения об изменениях, вносимых в ранее зарегистрированные договоры, и другие подобные сведения., которые должны своевременно вноситься в государственный реестр.
При положительном результате проверки на соответствие договора положениям законодательства, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности, Роспатент регистрирует договор, направляет в адреса сторон договора уведомление о регистрации и экземпляр соответствующего договора с отметкой о регистрации, содержащей номер и дату регистрации.

С момента регистрации Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам договор об уступке товарного знака или лицензионный договор вступает в законную силу.

См. также:  Тарифы на услуги в связи с передачей прав на товарные знаки »


© Центр патентных услуг «Марка-Про»
Москва, Большой Кисловский переулок, дом 5, корп. 2.
Тел.: (495) 227-56-39

Электронная почта: info@mark-pro.ru
www.mark-pro.ru

Обновление сайта WebStar Studio